19
сентября – День здоровья школьников.
Профилактика
нарушений зрения.
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых
социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой
и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны и
генофонд нации. Глаза являются
одним из самых драгоценных органов человека. Именно глаза позволяют видеть,
писать, читать, рисовать, познавать окружающий мир! В настоящее время каждый
четвертый школьник имеет нарушение зрения, преимущественно близорукость. В век
информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей.
Чтобы сохранить острое зрение в
течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных
правил:
- Обеспечить здоровый и достаточный по времени сон (не менее 8 часов в
сутки).
- Правильно питаться.
В рационе детей должны быть:
— морковь – источник
бета-каротина;
— черника – свежая и сухая
повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение;
— красный сладкий перец и шпинат
— источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо
только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти
продукты нужно есть в сыром виде;
— кукуруза, апельсины, манго и
персики – богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и
предотвращает помутнение
хрусталика;
— рыба — содержит много таурина,
ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;
— шиповник — признанное
профилактическое средство при дистрофии сетчатки.
— цитрусовые — витамин С
необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных
заболеваний.
- Улучшать кровоснабжения глаз.
Главной причиной нарушения зрения у детей и подростков является рост зрительных нагрузок и как следствие утомление глаз. При этом происходит замедление кровотока в органе зрения. В такой ситуации необходимо воздействовать на питание глаз как за счет улучшения общего кровотока (прогулки, физические упражнения), так и кровоснабжения глазного яблока и циркуляции внутриглазной жидкости. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.
ИГРЫ СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЗРЕНИЯ
Зрительная гимнастика в стихах
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле наших глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Прищепки
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок.
Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне.
Если прищепок много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать множество поделок.
Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
Пуговицы
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.
Игра развивает зрительное внимание.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная -белая. Предложите ребенку продолжить ряд.
«Что изменилось?»
Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков.
Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции. Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).
Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения производятся в одежде или внешности одного или более человек.
Рисуем по памяти узоры
Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.
Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.
Инструктор-валеолог УЗ «БЦБ» Светлана Огородник